29 августа 2020, 16:24

«Организация массового неповиновения представителям власти»: как и почему в Белоруссии блокируют интернет-СМИ

0
Во время протестов в Минске. Фото: Евгений Малолетка / AP

В Белоруссии заблокировали еще два новостных ресурса — одно из старейших белорусских изданий «Наша Нива» и сайт naviny. by, проект информационного агентства «БелаПАН». Они оставались одними из немногих независимых СМИ, которые продолжали работать после масштабной блокировки, предпринятой властями в ночь на 22 августа: тогда был закрыт доступ сразу к 73 ресурсам. На каком основании блокируют издания и как интернет-пользователи пытаются обходить запреты?

Как сообщает naviny. by, всего за несколько часов до блокировки руководство «БелаПАН», «Нашей Нивы» и еще некоторых негосударственных СМИ участвовали во встрече с руководством Министерства информации и представителем МВД. Главными темами беседы были работа СМИ во время массовых мероприятий и задержания журналистов, но никаких претензий в адрес изданий чиновники не высказывали.

При попытке открыть заблокированные сайты абоненты некоторых белорусских интернет-провайдеров видят сообщение о том, что доступ к ресурсам ограничен «на основании решения Министерства информации Республики Беларусь, принятого в соответствии с законом Республики Беларусь „О средствах массовой информации“». Какие именно положения были нарушены, не говорится, но речь может идти о статье 38 закона. В ней говорится о запрете распространения в СМИ и на интернет-ресурсах «информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности», а также «другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь». Это также подтвердил изданию tut. by владелец одного из заблокированных ресурсов pyx. by, председатель движения «За Свободу» Юрий Губаревич. Он показал приказ Министерства информации, в котором говорится, что под запрет попали сайты, «содержащие призывы и используемые для координации деятельности по организации массового неповиновения представителям власти».

Предыдущая волна блокировок произошла ровно неделю назад, в ночь с 21 на 22 августа. Сообщалось, что тогда доступ был ограничен сразу к десяткам ресурсов, включая сайты изданий «Радио Свобода», «Медиазона», «Белсат» и «Еврорадио». Кроме того, в черный список попали сайты оппозиционеров Виктора Бабарико, Валерия Цепкало и Николая Статкевича. Также были заблокированы несколько популярных прокси-сервисов, с помощью которых пользователи в Белоруссии обходили блокировки.

«Организация массового неповиновения представителям власти»: как и почему в Белоруссии блокируют интернет-СМИ
Во время протестов в Минске. Фото: Сергей Гапон / AFP / East News

В отличие от России, где существует конкретный перечень запрещенных сайтов, в Белоруссии этот список находится в закрытом доступе: он есть в распоряжении интернет-провайдеров, но не обычных пользователей. В стране нет и специального ведомства, отвечающего за блокировки, как, например, российский Роскомнадзор. Никаких официальных заявлений по поводу запрета тех или иных сайтов белорусские чиновники не делали. Из-за этого в связи с блокировками остается немало загадок: например, несколько дней назад у некоторых белорусских пользователей перестал открываться сайт всемирной краудфандинговой платформы Patreon, на которой создатели контента получают донаты за подписку. Чем именно этот сервис не угодил властям республики, неясно.

С технической точки зрения заблокировать те или иные сайты в Белоруссии даже проще, чем в России. Это касается не только самого Байнета, но и иностранных интернет-ресурсов: дело в том, что все трансграничные шлюзы в стране принадлежат крупнейшему государственному оператору «Белтелеком» и Национальному центру обмена трафиком. Другие провайдеры получают доступ к международному интернет-трафику именно от них. Во время и сразу после президентских выборов в Белоруссии, когда интернет в стране практически не работал, некоторые компании почти прямым текстом говорили, что все вопросы по этому поводу следует адресовать государству.

Как сообщало агентство Bloomberg, для столь масштабных блокировок правительство Белоруссии использовало оборудование, произведенное американской компанией Sandvine Inc. Техника для мониторинга и фильтрации сетевого трафика, закупленная через российского посредника «Инфосистемы Джет», обошлась в 2,5 миллиона долларов.

В свою очередь, протестующие для обхода блокировок также используют иностранные технологии и VPN-сервисы. Большой популярностью в Белоруссии пользуется программный клиент Psiphon, созданный в Канаде специально для обхода цензурных блокировок. К 11 августа компания зафиксировала больше 1,7 миллиона уникальных пользователей в стране — это почти одна пятая от всего населения Белоруссии.

КОММЕНТАРИЕВ ЕЩЕ НЕТ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Гости могут загружать изображение объемом до 250KB. Допустимые форматы изображений: jpeg, pjpeg, png, jpg, bmp.

Общественно-политическое Движение «Восход» ~ форма обратной вязи ~
«Организация массового неповиновения представителям власти»: как и почему в Белоруссии блокируют интернет-СМИ
В парламенте Белоруссии призвали изменить политику многовекторности
Мировое сообщество просят не признавать Лукашенко президентом
СМИ: В ЕС нет единства по вопросу санкций в отношении Белоруссии
«Ни Лукашенко, ни оппозиция не хотят слышать белорусский народ» — эксперт
Хуже, чем когда-либо до этого: как горит Калифорния, а дым от пожаров доходит до Европы
Лукашенко: В наших людях не хватает патриотизма
МИД России отреагировал на резолюцию ООН по Белоруссии
МИД, СВР, ФСБ, наркокартель «Синалоа» — что известно о расследовании кокаинового скандала в посольстве РФ в Аргентине
Send this to a friend